Новый год и его удивительные истории

Новый год и его удивительные истории

У Нового года богатое прошлое. В нём кроется масса чудесных и сказочных историй.Возможно, поэтому так притягателен этот праздник для рода человеческого — чарует и околдовывает век за веком, не теряя своей привлекательности. И мы продолжаем из года в год украшать ели, вешать на их мохнатые лапы стеклянные шары, крошить салат оливье, подписывать новогодние открытки. И мало, кто знает, откуда пошли все эти ритуалы? Сколько им лет? И кто их придумал?

В волшебную историю Нового года погружался ведущий информационный интернет ресурс 4banket.ru, изучая истоки новогодних обычаев.

Сказ о том, как Новый год своё место в календаре искал

Странно представить, что ещё три столетия назад январь и Новый год не были праздничной парой. День смены лет бродил по календарю как неприкаянный – то в марте обоснуется, то в сентябре.

Вот и у народов, населявших Древний Египет, Новый год наступал не 1 января, а с разливом Нила, то есть в конце сентября. А в Древнем Вавилоне – весной, когда царь специально на несколько дней со свитой покидал город, чтобы дать возможность своим подданным погулять без оглядки на дворец и его обитателей. Празднества утихали, когда правитель возвращался в столицу, к делам государевым, показывая всем пример: мол, хватит гулять, пора начинать работать. И так каждый год.

В дохристианской, языческой Руси также были свои новогодние порядки, не похожие на нынешние. Древние славяне отмечали Масленицу и Новый год в день весеннего равноденствия – 22 марта. Типа, зиму прогнали, чучело сожгли, значит, весна пришла, а с ней и новый природный цикл запущен.

С приходом христианства и новым летоисчислением (от сотворения мира), начало нового года передвинулось на 1 марта, а с приходом православия – на 1 сентября. Посчитали, что с окончанием лета заканчивается и год. Праздник в народе прозвали «Симеоном летопроводцем».

С 15 по 18 век дату Нового года в России не трогали, пока Петр I, глядя на Запад, не учредил праздник 1 января, повелев про 1 сентября забыть и начать летоисчисление от рождества Христова. Но на юлианский календарь у царя-реформатора рука не поднялась, и Россия продолжала по нему жить до 1917 года, пока к власти не пришли большевики. Они, круша старые порядки, сменили и календарь, взяв григорианский, который считался точнее юлианского и к 20 веку успел его обогнать на 13 дней. Из-за этого в России появился праздник со странным названием – «Старый Новый год» или Новый год по старому стилю. Он стал неофициальным, но в людской памяти сохранился прочно.

Новогодняя история о том, как яблоня ёлкой стала

Обычай наряжать дерево и поклоняться ему как природной силе пошёл от кельтов. Они верили, что всё живое наделено энергией, с которой надо считаться, а ещё лучше дружить. Для этого нужно принести жертву, выказав таким образом своё почтение сверхъестественным существам, духам, которые прячутся от людских глаз в ветвях деревьев. Священным деревом почиталась яблоня из-за магической круглой формы её плодов. Древние кельты яблоню наряжали, устраивали вокруг неё пляски.

Позже роль ритуального дерева от яблони перешла к ели — дереву вечнозелёному, что само по себе уже чудо. К тому же, по кельтским представлениям, шишки символизировали огонь, здоровье и жизненную силу. Получался идеальный объект для поклонения.

Полагают, что именно отсюда идут корни европейской новогодней традиции украшения ели. Сначала ёлку ставили на улице – во дворе дома, наряжая её самодельными игрушками из подручных материалов или съедобными угощениями. Игрушки служили оберегами. Орехами, яблоками и пряниками лакомились дети, а само дерево – добрый дух леса — притягивал к дому счастье и защищал его обитателей от нечистой силы.

В России до 19 века целиком новогоднее дерево не устанавливали, ограничивались лишь хвойными ветками, как царь Пётр приучил. И лишь в царствование Николая I, благодаря его супруге, урождённой прусской принцессе, появилась европейская традиция наряжать Рождественскую ёлку. К концу 19 века обычай этот распространился по всей стране и добрался до отдалённых от столицы городов и деревень.

Чудесные метаморфозы ёлочных украшений

Первые ёлочные украшения были самодельными и съедобными. Они выполняли сразу две функции – и украшали, и угощали. В ход шли предметы, преимущественно круглой формы – орехи, яйца, апельсины, яблоки и даже картофелины. Их оборачивали бумагой, чтобы придать презентабельный вид. Также активно использовалась праздничная сдоба – пряники, печенье, вафли; и сладости – сахар, леденцы, цукаты. Все эти вкусности долго на ёлке не висели. Их съедали в новогоднюю ночь, оставляя висеть одни обёртки.

Украшения выбирались со смыслом. Яйцо служило символом жизни, яблоко – хорошего урожая, вафли – божьем благословением, орех – божественным провидением.

На Руси в этот, европейский подход к украшению новогодней ели, внесли свои изобретения – игрушки и куклы из дерева, соломы, тряпочек, цветных ленточек. Украшали такие творения колосками, ягодами рябины. Тряпичные куклы делались без лица и служили оберегами. Их так и называли – «берегини».

Факт: свои первые ёлочные украшения, изготовленные фабричным способом, появились в России лишь в конце 19 века. До этого картонные, стеклянные и фарфоровые новогодние игрушки привозят из Германии.

До революции 1917 года ёлочные украшения соответствовали рождественской тематике. Это были ангелы, вифлеемские звёзды, свечи… Но с приходом советской власти и запретом на всё религиозное, в новогоднюю игрушечную тематику вносится идеологический подтекст. Появляются початки кукурузы из папье-маше, космонавты из ваты, картонные ракеты и бумажные флажки. А макушку новогодней ёлки стала венчать алая пятиконечная звезда.

Волшебная история рождественского шара

Редкая новогодняя ёлка обходится без разноцветных стеклянных шаров. Сегодня они – самый распространённый вид ёлочных украшений. Но так было не всегда.

Первоначально функцию традиционного украшения новогоднего дерева выполняли яблоки. Осенью отбирались самые румяные и крепкие, перекладывались соломой и убирались в прохладное место до Нового года. Понадобились годы и неурожай, чтобы люди додумались сделать яблочный аналог из стекла.

Рассказывают, что в Тюрингии в 1848 году выдался неурожай, не только яблок, и украшать новогодние ёлки было нечем. И тогда местные стеклодувы предложили альтернативу – сделать шары из прозрачного и цветного стекла. Получилась красивая елочная игрушка многоразового использования. Практичную идею мгновенно оценили и поддержали. Так началось триумфальное шествие ёлочного шара по свету, а стеклодувы Лауша (так назывался тот городок в Тюрингии) разбогатели.

Сказ о том, как новогодняя открытка на свет появилась

Историки считают, что прообразом первых поздравительных открыток стали китайские красные карточки с добрыми пожеланиями. Вежливые хозяева домов их складывали в мешочек, когда уходили из дома и вешали мешочек на дверь. На мешочке было написано извинение за невозможность принять гостя лично. Визитёр, не заставший хозяина дома, доставал из мешочка карточку со словами пожеланий и забирал её себе в качестве утешения.

По другой версии, первые открытки обязаны своим появлением средневековой церкви, которая изготавливала литографии с христианскими сюжетами. Стоили такие картинки дорого и особого успеха не имели, хотя, благодаря торговцам-паломникам, хорошо попутешествовали по Европе.

Пожалуй, самый близкий образ к современной новогодней открытке имеет английская, нарисованная от руки художником Добсоном и подаренная им на Рождество. Было это в конце 18 века, и понадобилось почти полвека, чтобы первое открытое письмо/открытка воспользовалось почтовыми услугами. И ещё почти столько же, чтобы новогодние открытки вошли в моду и получили распространение в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, а затем и в России.

Первые экземпляры рождественских открыток в России иноземные, с надписями на чужом языке, с сюжетами, порой, не понятными русскому человеку. Стоили такие карточки дорого и ценились высоко. Их коллекционировали и использовали для украшения интерьера.

В начале 20 века в России, наконец, наладили выпуск собственных новогодних открытых писем. В их создании приняли участие известные русские художники – Бакст, Бенуа, Рерих, Маковский. Сюжеты они придумывали зимние и сказочные – заснеженный русский лес, избушки с жёлтыми огоньками окон, тройки с бубенцами. Всё это было понятно и любо русскому глазу, в отличие от австрийских трубочистов, свиней и клеверных листочков.

Французская история главного русского салата

Новогодний стол без салата оливье для русского человека, это всё равно что отсутствие фуа гра для француза на рождественской трапезе или фаршированного гуся — для немца.

Каждая российская хозяйка, разбуди её ночью, без запинки продиктует рецепт любимого новогоднего салата. Но не каждая знает, что таким этот рецепт был не всегда.

Автор русского салатного хита – французский повар Люсьен Оливье, владелец популярного в середине 19 века московского ресторана «Эрмитаж». Кухня заведения была французской. Меню славилось изысканными блюдами, среди которых особенно выделялся салат – личное изобретение Оливье. Рецепт своего творения Люсьен держал в секрете, и потому в точности до наших дней он не дошёл. Но по воспоминаниям и письменным свидетельствам тех, кому повезло его попробовать, известно, что были в салате Оливье продукты, одни названия которых звучат сегодня как музыка: рябчики, телячий язык, паюсная икра, отварные раки, пикули, каперсы и прочие «экзоты». И заправлялся этот салат майонезом провансаль собственного приготовления.

По понятным причинам, воспроизвести такое роскошество советская хозяйка в пору тотального продуктового дефицита не имела никакой возможности. И рецепт французского повара был упрощен до неузнаваемости. А вот название салата осталось в целости и прочно вошло в историю новогодней русской кухни.

К другим новогодним статьям:

70 любопытных фактов про Новый год
Как похудеть к Новому году: 7 основ
Забавные и необычные новогодние традиции народов мира
РПЦ за Деда Мороза или против?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск по сайту