Рождество 25 декабря и 7 января: почему?

Рождество 25 декабря и 7 января: почему?

С Рождеством Христовым, поздравляем всех, кто отмечает этот светлый Праздник 25 декабря! Желаем здоровья, мира и благоденствия, успехов и удачи! Пусть ваши сердца наполняются любовью и добром!

Как так получилось, что католики и православные отмечают Рождество в разные дни? И влияет ли эта календарная «нестыковка» на суть и традиции празднования Рождества разными конфессиями?

  Бесплатный подбор площадки

В сходствах и различиях католического и православного Рождества разбирался ведущий информационный интернет портал 4banket.ru.

Когда и где начали отмечать Рождество?

Первые упоминания о Рождестве относят к IV веку, а точнее к 360 году, датирующему летопись римского епископа Либерия, с упоминанием праздника Рождества. Также доподлинно известно, что за два века до этого о рождении Христа говорили лишь в связке с днём Богоявления, когда одновременно праздновались сразу три события: Рождение Иисуса, принесение ему даров волхвами и Крещение. Отдельно Рождество древняя Церковь не отмечала, и самостоятельной даты у этого праздника не было до 5 века н.э.

Нет также ни одного указания в Священном Писании о том, когда точно Миссия появился на свет. Что не так уж и удивительно, учитывая своеобразное отношение иудеев к дням рождения, как источнику болей, началу сплошных испытаний, череды страданий и скорбей.

Факт: учёные логическим путём определили время года рождения Иисуса, взяв за точку отсчета день зачатия Иоанна Крестителя – 23 сентября по старому стилю. Известно, что в шестой месяц после дня зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице, что и стало актом Божественного зачатия Иисуса. Следовательно, через 9 месяцев и следует праздновать Рождество, то есть в середине зимы.

Но конкретного года рождения чудесного младенца нигде не указано. Историки оставляют довольно широкий временной интервал для этого значимого для христианского мира события – между 12 годом до н.э. и 7 годом н.э.

Зато доподлинно известно точное место, где это чудо случилось – город Вифлеем. По легенде Мария в сопровождении мужа Иосифа (не путать с отцом Иисуса, коим является святой дух) отправилась в паломничество, будучи уже глубоко беременной. Роды застали её, практически, в пути, без крыши над головой. Укрытие странствующая мать нашла в сарае для овец или в пещере (есть разные версии). И первой колыбелью маленького Христа стали ясли.

О том, что произошло знаменательное событие, известила миру Вифлеемская звезда, засиявшая в ночном небе. По ней место рождения божественного младенца нашли три волхва, принёсшие ему свои дары.

С этой легендой согласны, как католические, так и православные христиане.

Суть Рождества Христова едина

Суть этого великого христианского праздника светла и радостна: Спаситель явился миру в облике человека. Это благая весть, а потому весь христианский мир, католический и православный, дружно радуется и славит Рождество, впуская в души и сердца добрые помыслы и милосердие. Отсюда и традиции праздничных богослужений, подарков, угощений, благотворительных акций. Всё это присутствует как у католиков, так и у православных. Но по-разному.

Три главных отличия католического Рождества от православного

  • Календарное отличие

Оно же самое заметное и очевидное. Виноваты разные календари, по которым живут католическая и православная церкви.

Католики ведут летоисчисление по Григорианскому календарю, более позднему и точному. А православный мир остался верен Юлианскому, более раннему и с погрешностями.

Факт: Папа Римский Григорий XIII ввёл календарь, который назвали в его честь. В этом календаре меньше високосных годов, чем в Юлианском и нет его погрешности в 11 минут.

Приняв Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных – 25 декабря. А Русская Православная Церковь осталась при старой дате – 7 января.

День католического Рождества совпадает с днём зимнего солнцестояния не случайно. Церковь его заимствовала у язычества, поклоняющегося солнечному светилу как божеству. Этот шаг подмены одного праздника другим был продиктован желанием увести свою паству от языческих обрядов в лоно христианства. А 7 января – это тот же день зимнего солнцестояния только по старому стилю летоисчисления.

  • Отношение к посту

Католики не держат строгий пост перед Рождеством. Есть небольшие ограничения в пище, но основной упор делается на ограничения духовные, цель которых очистить душу и сердце, подготовить их к светлому празднику.

А вот православные христиане в большинстве своём соблюдают строгий рождественский пост, который начинается в конце ноября и длится вплоть до 7 января. Знаком окончания Рождественского поста служит первая в ночном небе звезда – отсыл на Вифлеемскую звезду, указавшую путь волхвам к младенцу Иисусу.

На заметку: Сочельник – предпраздничный рождественский день, своеобразные врата в Рождество. В этот день православные верующие готовят два обязательных ритуальных блюда – сочиво (пропаренные злаки с мёдом) и кутью. Едят в Сочельник один только раз, после праздничного богослужения.

У католиков тоже есть понятие Сочельника, но уже без связи с ритуальным блюдом, поскольку строгий пост католики перед Рождеством не соблюдают.

Имеет отличия и рождественский стол. Количество блюд 12 – по числу апостолов Христа, а вот сами блюда разные. У католиков это может быть индейка, жареный гусь с яблоками, сдобные пироги, словом, богатый праздничный стол без продуктовых ограничений. У православных же верующих, ночная трапеза в рождественскую ночь состоит по-прежнему из постных блюд.

  • Характер церковной службы

Церковные службы у католиков адаптированы под современный мир и упрощены. На само Рождество служат с перерывами три раздельные мессы – ночью, утром и днём. Каждая из них имеет свой смысл – рождение Спасителя в лоне Отца, потом – в чреве Богородицы и финальная ­ — в душе каждого человека.

В православии же принято одно рождественское богослужение, которое длится до утра, и в котором соединены Великое Повечерие, Утреня и Литургия. Служба протекает так же, как и несколько веков до этого, все традиции старых времён тщательно соблюдаются, без послаблений на современные реалии.

Получается, что для верующего православного Рождество – это прежде всего духовный, церковный праздник, а не семейный. Надо поститься, много трудиться и сдерживаться, чтобы в итоге получить вознаграждения в виде празднования и отдыха.

У католиков же Рождество больше ушло из церковной плоскости в гражданскую и семейную. Наблюдается большой уклон в сторону благотворительности и подарочного ритуала. По традиции католического Рождества никто не должен остаться без сюрприза – ни родственник, ни добрый знакомый. Детей обязательно навещает Санта Клаус или Святой Николай. В православной же традиции такого внимания к подаркам на Рождество нет. Для этого есть новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января.

И это ещё одно детальное отличие, которое, впрочем, не меняет сути праздника, волшебным образом открывающего человеческие сердца навстречу добру и милосердию, вдохновляющего людей быть лучше.

И в этом главная сила Рождества, его чудесная мощь.

К другим полезным публикациям:

Европейское Рождество: некоторые интересные традиции и обычаи
Новогодняя елка из салфеток. Видео
Как выбрать ёлочные украшения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск по сайту