Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание?
Новый год полон искушения, особенно для верующего человека, православного, для которого всеобщий праздник совпадает с последними днями Рождественского поста. Как ему быть? Отказаться принять участие в праздновании и обильной скоромной трапезе? Удалиться от повсеместного веселья в молитву и пост? Правильно ли это? Что считает церковь? Как учит поступить в этой сложной ситуации?
В щекотливых религиозных моментах всенародного праздника и хитросплетениях календарей, учинивших подобные сложности для православного верующего, разбирается ведущий российский интернет ресурс www.4banket.ru.
Во всем виноваты календари
Церковь не устает повторять, что Новый год – праздник гражданский и довольно условный, учитывая тот факт, что основывается сугубо на календаре, с которым человек всегда любил экспериментировать, по-разному считая приход Нового года.
Древние римляне, например, праздновали Новый год весной, в марте. И декабрь по их календарю был 10-м, а не 12-м, как у нас сейчас, месяцем. Было время, когда года считали, то от сотворения мира, то от правления различных династий. Что же касается России, то она перешла на летоисчисление от Рождества Христова – юлианский календарь — только при правлении Петра Первого – в 18 столетии.
Факт: Римская империя на современное летоисчисление перешла в начале 6 столетия. Римский монарх Дионисий по прозвищу Малый вычислил в 528 году год, когда родился Христос и сделал эту дату отправной точкой летоисчисления.
Православный мир жил в гармонии с Новым годом до 1917 года, пока советская власть нового государства не решила поменять календарь – юлианский на григорианский. Возможно, умысел этого акта был двойной – не только синхронизировать жизнь новорожденной страны Советов с окружающим миром, но и отлучить своих граждан от церкви, вытравить из их сознания религиозные «предрассудки» вкупе с праздниками, не имеющими ничего общего с новой социалистической религией.
Так или иначе, но после перехода гражданского общества на новый календарь, церковь за ним не последовала и оставила при себе старые календарные порядки. Так Рождество, с его постом, стало следовать за Новым годом, наступающим в ночь с 31 декабря на 1 января, и несущим всенародное гулянье, возлияние, безудержное веселье. Жизнь у православных верующих осложнилась искушением Новым годом – как бы ни согрешить, помня о Рождестве Христовом и посте, что идет к своей завершающей, самой строгой неделе?
На заметку: разница между юлианским и григорианским календарем составляет на сегодняшний день чуть больше 13 дней. Юлианский календарь считается более точным, и православная церковь продолжает придерживаться его. Это – русская православная церковь, зарубежная, Афон, сербская церковь, грузинская, иерусалимская.
Все они живут по старому календарю, по которому Новый год выходит за рамки Рождественского поста и приходится на 13 января (старый Новый год), ставя верующих перед дилеммой праздновать его или нет?
Отношение церкви и православных верующих к Новому году
Существуют две позиции верующих: одни ищут компромиссы с праздником, другие их решительно отвергают.
- Позиция терпимости.
Суть ее в том, что, не подменяя понятий, оставляя главенствующее значение за Рождеством, православному верующему не возбраняется уделить некоторое внимание светскому Новому году. Без фанатизма – не напиваясь и не впадая в грех чревоугодия и прочие Богу мерзкие деяния.
Церковь учит, что дни Рождественского поста следует рассматривать, в свете соблазна новогоднего праздничного стола, как некое искушение и испытание, которое истинный верующий найдет способ и возможность выдержать с честью.
По сути, православным христианам в России, начиная с 20 века, живется не сладко. Раньше было даже еще тяжелее – когда праздник Рождество был под запретом и праздничным днем в общероссийском календаре не значился. Так что, сегодняшнее искушение в виде веселых празднующих людей, запускающих всю ночь фейерверки и поедающих тоннами мясо и прочие скоромные продукты, щедро запивая все это алкоголем – не так уж и страшно. Вся проблема – в выборе самого верующего: как соблюсти церковные заповеди и не обидеть близких по крови, но далеких от веры, зовущих к столу и призывающих быть рядом в этот семейный праздник.
Церковь, ратующая за семейные ценности, не желает, чтобы ее верующие «откалывались» от своей семьи из боязни нарушить Рождественский пост. Она учит, что всегда можно найти способ побыть с близкими, не обижая их и сохраняя свое уважение к церковным заповедям. Есть множество постных вкусных блюд, которые можно вкусить в новогоднюю ночь вместо скоромных. И против бокала вина или шампанского в честь праздника церковь тоже ничего не имеет.
Главное для верующего человека — избегать крайностей и нести праздничное настроение, светлую радость в сердце, а не в желудке.
- Позиция непримиримости.
Она выражается в крайне строгом отношении некоторых православных верующих к Новому году, считающих этот праздник бесовским и богомерзким.
И хотя такая позиция имеет под собой основания, все же, она идет в разрез с учением церкви, призывающим к терпимости. Истинный дух Рождества открывается не только тем, кто соблюдал пост и клял «бесовское отродье», бесчинствующее в ночь с 31 декабря на 1 января. Нет, истинный дух Рождества – в наших мыслях и чувствах, в сердцах, наполненных светом и добром в честь того, кто явился этому грешному миру, чтобы спасти его из мрака безверия.
Есть и другая опасность, подстерегающая верующего человека в новогодние праздники – поддаться гордыне, искушению вознести себя выше тех, кто не соблюдает пост.
Церковь в этом случае напоминает, что пост несет в себе, прежде всего, воспитательный момент – научить человека управлять собой, брать верх над своими страстями. И это важнее соблюдения гастрономических требований поста, хотя и тесно с ним связано.
И к тому же, православный человек, как гражданин своей страны, вынужден жить не только по церковным законам, но и по гражданским. А все гражданское общество работает, отдыхает, сдает отчеты и строит каникулярные планы не по юлианскому, а григорианскому календарю.
Церковь помогает своим верующих обрести гармонию в отношениях с Новым годом, совершая ночную литургию в новогоднюю ночь и затем новогодний молебен 1 января. У Господа просят благословения нового лета, прощения нанесенных обид и совершенных в прошлом году прегрешений, распространения милости божьей на всех страждущих.
Факт: в последние годы церковь отмечает увеличение числа россиян, готовых поменять новогоднюю трапезу со спиртным на церковное богослужение в новогоднюю ночь.
Как справить Новый год по-православному?
Новый год вполне возможно отметить по-православному. Для этого его нужно наполнить духовным смыслом и содержанием.
Искренняя вера не вызовет ничего, кроме искреннего уважения со стороны окружающих – считает церковь и призывает своих подопечных не комплексовать по поводу того, что их отказ вкусить скоромной еды в новогоднюю ночь спровоцирует обиду близких.
Церковь советует верующим найти «соломоново решение»: и побыть с близкими, и удалиться с праздника, когда он вступит в стадию шумного веселья, сославшись на усталость, чтобы спокойно помолиться и почитать. Как вариант, можно провести новогодний вечер с православными друзьями, если семья не будет возражать.
Можно принять участие в новогоднем молебне, дабы иметь возможность обратиться к Господу и попросить у него благословение на наступающий год. А потом за скромной трапезой, состоящей из постных блюд, проводить старый год в кругу близких. В дружеском общении и застолье нет ничего Богу противного. А небольшая молитва и благодарность Отцу небесному за события уходящего года придадут трапезе оттенок духовности.
На заметку: можно вообще не отмечать Новый год и ограничиться новогодним молебном.
Хорошо встретить Новый год за городом, в обстановке максимально удаленной от городской суеты, шума и толчеи. Есть возможность пообщаться с природой, предаться детским зимним забавам.
Если есть маленькие дети, можно сделать из снега «пещерки», поставить в них свечки и посмотреть, чья свеча будет гореть дольше
Важно: церковь советует ограничить участие детей верующих в светских новогодних мероприятиях после 2 января, когда рождественский пост вступает в свою решающую стадию, становясь строже.
Но это будет уже после Нового года. А до того нельзя лишать ребенка радости, которая присуща новогодним праздникам. Пусть будут улыбки, смех, предвкушение волшебства и скорого чуда. Ведь христианство учит, что уныние, осуждение и превосходство – одни из самых страшных грехов человечества. И пускать их в душу накануне такого светлого и чистого христианского праздника как Рождество – дело совершенно непростительное.
Поэтому пусть будет Новый год у православных христиан, как некий символичный временной рубеж, повод побыть с семьей, подвести итоги и настроить свою душу на мирный, верный лад.
К другим интересным статьям:
Проголосуй и получи подарок!
РПЦ за Деда Мороза или против?
Наедине с Новым годом: наслаждение моментом
Как встретить Новый год без похмелья: советы врача