Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание?

Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание?

Новый год полон искушения, особенно для верующего человека, православного, для которого всеобщий праздник совпадает с последними днями Рождественского поста. Как ему быть? Отказаться принять участие в праздновании и обильной скоромной трапезе? Удалиться от повсеместного веселья в молитву и пост? Правильно ли это? Что считает церковь? Как учит поступить в этой сложной ситуации?

В щекотливых религиозных моментах всенародного праздника и хитросплетениях календарей, учинивших подобные сложности для православного верующего, разбирается ведущий российский интернет ресурс www.4banket.ru.

Во всем виноваты календари

Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание3

Церковь не устает повторять, что Новый год – праздник гражданский и довольно условный, учитывая тот факт, что основывается сугубо на календаре, с которым человек всегда любил экспериментировать, по-разному считая приход Нового года.

Древние римляне, например, праздновали Новый год весной, в марте. И декабрь по их календарю был 10-м, а не 12-м, как у нас сейчас, месяцем. Было время, когда года считали, то от сотворения мира, то от правления различных династий. Что же касается России, то она перешла на летоисчисление от Рождества Христова – юлианский календарь — только при правлении Петра Первого – в 18 столетии.

Факт: Римская империя на современное летоисчисление перешла в начале 6 столетия. Римский монарх Дионисий по прозвищу Малый вычислил в 528 году год, когда родился Христос и сделал эту дату отправной точкой летоисчисления.

Православный мир жил в гармонии с Новым годом до 1917 года, пока советская власть нового государства не решила поменять календарь – юлианский на григорианский. Возможно, умысел этого акта был двойной – не только синхронизировать жизнь новорожденной страны Советов с окружающим миром, но и отлучить своих граждан от церкви, вытравить из их сознания религиозные «предрассудки» вкупе с праздниками, не имеющими ничего общего с новой социалистической религией.

Так или иначе, но после перехода гражданского общества на новый календарь, церковь за ним не последовала и оставила при себе старые календарные порядки. Так Рождество, с его постом, стало следовать за Новым годом, наступающим в ночь с 31 декабря на 1 января, и несущим всенародное гулянье, возлияние, безудержное веселье. Жизнь у православных верующих осложнилась искушением Новым годом – как бы ни согрешить, помня о Рождестве Христовом и посте, что идет к своей завершающей, самой строгой неделе?

На заметку: разница между юлианским и григорианским календарем составляет на сегодняшний день чуть больше 13 дней. Юлианский календарь считается более точным, и православная церковь продолжает придерживаться его. Это – русская православная церковь, зарубежная, Афон, сербская церковь, грузинская, иерусалимская.

Все они живут по старому календарю, по которому Новый год выходит за рамки Рождественского поста и приходится на 13 января (старый Новый год),  ставя верующих перед дилеммой праздновать его или нет?

Отношение церкви и православных верующих к Новому году

Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание2

Существуют две позиции верующих: одни ищут компромиссы с праздником, другие их решительно отвергают.

  • Позиция терпимости.

Суть ее в том, что, не подменяя понятий, оставляя главенствующее значение за Рождеством, православному верующему не возбраняется уделить некоторое внимание светскому Новому году. Без фанатизма – не напиваясь и не впадая в грех чревоугодия и прочие Богу мерзкие деяния.

Церковь учит, что дни Рождественского поста следует рассматривать, в свете соблазна новогоднего праздничного стола, как некое искушение и испытание, которое истинный верующий найдет способ и возможность выдержать с честью.

По сути, православным христианам в России, начиная с 20 века, живется не сладко. Раньше было даже еще тяжелее – когда праздник Рождество был под запретом и праздничным днем в общероссийском календаре не значился. Так что, сегодняшнее искушение в виде веселых празднующих людей, запускающих всю ночь фейерверки и поедающих тоннами мясо и прочие скоромные продукты, щедро запивая все это алкоголем – не так уж и страшно. Вся проблема – в выборе самого верующего: как соблюсти церковные заповеди и не обидеть близких по крови, но далеких от веры, зовущих к столу и призывающих быть рядом в этот семейный праздник.

Церковь, ратующая за семейные ценности, не желает, чтобы ее верующие «откалывались» от своей семьи из боязни нарушить Рождественский пост. Она учит, что всегда можно найти способ побыть с близкими, не обижая их и сохраняя свое уважение к церковным заповедям. Есть множество постных вкусных блюд, которые можно вкусить в новогоднюю ночь вместо скоромных. И против бокала вина или шампанского в честь праздника церковь тоже ничего не имеет.

Главное для верующего человека — избегать крайностей и нести праздничное настроение, светлую радость в сердце, а не в желудке.

  • Позиция непримиримости.

Она выражается в крайне строгом отношении некоторых православных верующих к Новому году, считающих этот праздник бесовским и богомерзким.

И хотя такая позиция имеет под собой основания, все же, она идет в разрез с учением церкви, призывающим к терпимости. Истинный дух Рождества открывается не только тем, кто соблюдал пост и клял «бесовское отродье», бесчинствующее в ночь с 31 декабря на 1 января. Нет, истинный дух Рождества – в наших мыслях и чувствах, в сердцах, наполненных светом и добром в честь того, кто явился этому грешному миру, чтобы спасти его из мрака безверия.

Есть и другая опасность, подстерегающая верующего человека в новогодние праздники – поддаться гордыне, искушению вознести себя выше тех, кто не соблюдает пост.

Церковь в этом случае напоминает, что пост несет в себе, прежде всего, воспитательный момент – научить человека управлять собой, брать верх над своими страстями. И это важнее соблюдения гастрономических требований поста, хотя и тесно с ним связано.

И к тому же, православный человек, как гражданин своей страны, вынужден жить не только по церковным законам, но и по гражданским. А все гражданское общество работает, отдыхает, сдает отчеты и строит каникулярные планы не по юлианскому, а григорианскому календарю.

Церковь помогает своим верующих обрести гармонию в отношениях с Новым годом, совершая ночную литургию в новогоднюю ночь и затем новогодний молебен 1 января. У Господа просят благословения нового лета, прощения нанесенных обид и совершенных в прошлом году прегрешений, распространения милости божьей на всех страждущих.

Факт: в последние годы церковь отмечает увеличение числа россиян, готовых поменять новогоднюю трапезу со спиртным на церковное богослужение в новогоднюю ночь.

Как справить Новый год по-православному?

Искушение Новым годом для православного верующего или Как достойно выдержать испытание1

Новый год вполне возможно отметить по-православному. Для этого его нужно наполнить духовным смыслом и содержанием.

Искренняя вера не вызовет ничего, кроме искреннего уважения со стороны окружающих – считает церковь и призывает своих подопечных не комплексовать по поводу того, что их отказ вкусить скоромной еды в новогоднюю ночь спровоцирует обиду близких.

Церковь советует верующим найти «соломоново решение»: и побыть с близкими, и удалиться с праздника, когда он вступит в стадию шумного веселья, сославшись на усталость, чтобы спокойно помолиться и почитать. Как вариант, можно провести новогодний вечер с православными друзьями, если семья не будет возражать.

Можно принять участие в новогоднем молебне, дабы иметь возможность обратиться к Господу и попросить у него благословение на наступающий год. А потом за скромной трапезой, состоящей из постных блюд, проводить старый год в кругу близких. В дружеском общении и застолье нет ничего Богу противного. А небольшая молитва и благодарность Отцу небесному за события уходящего года придадут трапезе оттенок духовности.

На заметку: можно вообще не отмечать Новый год и ограничиться новогодним молебном.

Хорошо встретить Новый год за городом, в обстановке максимально удаленной от городской суеты, шума и толчеи. Есть возможность пообщаться с природой, предаться детским зимним забавам.

Если есть маленькие дети, можно сделать из снега «пещерки», поставить в них свечки и посмотреть, чья свеча будет гореть дольше

Важно: церковь советует ограничить участие детей верующих в светских новогодних мероприятиях после 2 января, когда рождественский пост вступает в свою решающую стадию, становясь строже.

Но это будет уже после Нового года. А до того нельзя лишать ребенка радости, которая присуща новогодним праздникам. Пусть будут улыбки, смех, предвкушение волшебства и скорого чуда. Ведь христианство учит, что уныние, осуждение и превосходство – одни из самых страшных грехов человечества. И пускать их в душу накануне такого светлого и чистого христианского праздника как Рождество – дело совершенно непростительное.

Поэтому пусть будет Новый год у православных христиан, как некий символичный временной рубеж, повод побыть с семьей, подвести итоги и настроить свою душу на мирный, верный лад.

К другим интересным статьям:

Проголосуй и получи подарок!
РПЦ за Деда Мороза или против?
Наедине с Новым годом: наслаждение моментом
Как встретить Новый год без похмелья: советы врача

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *