Дед Мороз и 14 его братьев

Дед Мороз и 14 его братьев

За Дедом Морозом тянется репутация древнего старца. На самом деле, в роли доброго новогоднего волшебника и под именем Дедушки Мороза, он известен не так уж и давно, всего-то с 19 века. А до этого в мифах и легендах славян был сухенький, злобный старикашка, морозящий людей и зверей, нагоняющий холод, вьюги и стужу. И миловидной спутницы Снегурочки у него не было, и подарки он в мешке не носил, только посох, чтобы превращать всё живое в сосульки.

Щедрого и добродушного Деда Мороза, приходящего к послушным детишкам в канун Нового года, «слепили» общими усилиями русские писатели и художники. Сначала он творил добрые дела один, а в 1937 году явился на кремлёвскую ёлку в сопровождении Снегурочки, которую звал «внученькой», а она его – «дедушкой».

Молодая страна Советов активно распространила по всем союзным республикам волшебный новогодний персонаж. Так у российского Деда Мороза появилось 14 братьев (по числу республик), каждый — со своим национальным именем, внешними особенностями и привычками.

Ведущий информационный интернет ресурс www.4banket.ru. собрал личные и официальные данные о родных братьях Деда Мороза. Волшебную родню надо знать в лицо!

Родня Деда Мороза от Кавказа до Урала и дальше до Дальнего Востока.

1. Грузинский Товлис Бабуа

1Грузинский Товлис Бабуа

Товлис Бабуа или «Снежный Дедушка» предстаёт в образе воинственного горца — вооружен кинжалом, носит национальный костюм с газырями, белую бурку и сванскую шапку. Грузинский Дед Мороз разносит подарки в одиночку, в мешке-хурджини.

На заметку: в Кабардино-Балкарии Дед Мороза зовут Уэс Дадэ. Он, на манер грузинского, не расстается с кинжалом, даже отправляясь на новогоднюю ёлку. Чеченского зимнего волшебника зовут Гор Дада, осетинского – Артхурон, что переводится как «Дед Огонь», азербайджанского – Шахта Баба.

2. Армянские Дзмер Папи и Дзюнанушик

2Армянские Дзмер Папи и Дзюнанушик

В новогоднюю ночь армянских детишек одаривают подарками Зима Дед и Снежная Ануш. Эту волшебную парочку сопровождает свита сказочных существ – хлвлики и аралезы – мелкие шумные создания. Первые похожи на человечков, а вторые – на полуживотных-полулюдей.

На заметку: азербайджанский новогодний волшебник Шахта Баба носит праздничный наряд голубого цвета и сопровождается внучкой Гар Гызы.

3. Белорусский Зюзя

dedmor134

Официальный статус новогоднего волшебника в Беларуси выполняет Дед Мороз. Внешне он, как две капли воды, похож на российского Деда Мороза – высокий, с окладистой бородой, не курящий и не страдающий проблемами со зрением, в шубе и тёплой шапке. Но в национальной памяти белорусов живёт совсем другой волшебник, ласково именуемый Зюзей Поозерским.

Зюзя не может похвастаться высоким ростом и густой шевелюрой. Он лысоват, бос и ходит, даже зимой, с непокрытой головой. С Дедом Морозом его объединяет только длинная седая борода и волшебная сила, заключенная не только в железной булаве, которую он не выпускает из рук, но и в холодящем дыхании, леденящих слезах и в словах, что превращаются в иней.

Зюзя действует в одиночку и живёт в лесной глуши, в то время, как Дед Мороз имеет помощницу Снегурочку и собственную резиденцию в Беловежской пуще.

4. Узбекские Кор Бобо и Кор Гыз

4Узбекские Кор Бобо и Кор Гыз

Кор Бобо – в переводе с узбекского «чёрный дед». Почему так называется, непонятно, поскольку волосы у волшебника седые и халат у него или полосатый на национальный лад, или бело-голубой. Голова узбекского Кор Бобо прикрыта тюбетейкой. Средство передвижение – ослик.

Кор Гыз – узбекская Снегурочка, спутница и помощница Кор Бобо. У неё много-много косичек, как и положено узбекской девочке, и тюбетейка.

5. Чувашские Хёл Мучи и Юр Пике

5Чувашские Хёл Мучи и Юр Пике

Чувашские Дед Мороз и Снегурочка живут в Чебоксарах. Это довольно обеспеченная, с точки зрения волшебного снаряжения, парочка. У них есть говорящий самовар, счастливые часы и сундук, выполняющий желания.

6.  Мордовский Мороз Атя

6Мордовский Мороз Атя

Над мордовским Дедом Морозом есть высший повелитель – главный бог неба и земли – Нишке. Это Нишке владеет главной ценностью — семью волшебными амбарами. В одном из них и живёт мордовский Мороз Атя, когда не занят новогодней работой. В канун Нового года он спускается с неба на землю, чтобы заняться своими непосредственными обязанностями. Во время праздничной командировки его адрес приписки: село Кивать, Ульяновская область.

7. Марийские Йюшто Кугыза и Лумудыр

7Марийские Йюшто Кугыза и Лумудыр

Холодный Старик и Снежная Девочка выполняют новогоднюю поздравительную миссию в Марий Эл. Передвигается местный Дед Мороз на лыжах, носит тёплый зипун с красным кушаком, меховую шапку с белым верхом, расшитые рукавицы, посох и алый мешок с подарками.

Йюшто Кугыза – очень древний персонаж. Народные предания о нём отсылают аж в 10 век. В марийских фольклорных сказаниях он предстаёт старцем или духом (кугыза). У каждого природного явления здесь есть свой дух – Покшым Кугыза (дух заморзков), Курык Кугыза (горный дух), Йюшто Кугыза (дух холода).

На заметку: Духа холода или Холодного Старика марийцы чествовали 22 декабря – в день зимнего солнцестояния.

Согласно народным сказаниям, Йюшто Кутыза жил когда-то с многочисленной семьёй. Были у него жена и дети. Сын отвечал за вьюги – Поран, а дочка Теле – за зиму. Кто из них родитель Лумудыр, внучки Снегурочки марийского Деда Мороза — доподлинно неизвестно.

Сегодня у Холодного Старика и Снежной Девочки есть официальная резиденция. Расположена она в селе Кукнур Сернурского района, что на севере Марий Эл.

8. Удмуртские Тол Бабай и Лымы Ныл

8Удмуртские Тол Бабай и Лымы Ныл

О новогоднем волшебнике Тол Бабае удмуртские народные предания слагают сказочную историю.

Когда-то, задолго до своего новогоднего предназначения, Тол Бабай жил с великанами рода Алангасаров, на высокой горе. Великаны эти не отличались великим умом, проще говоря, были они туповатыми. И однажды, когда на гору пришли люди и напугали великанов, те со страху ничего лучше не придумали, как попытались спрятаться в яме на горной вершине. Но один из великанов, маленький Тол Бабай замешкался, и яма в это время исчезла. А Тол Бабай остался один. Ему ничего не оставалось, как отправиться скитаться по белому свету и ума-разума набираться. Пока одинокий маленький алангасар бродил, он выучил язык зверей и птиц, свойства лекарственных растений и встретил Лымы Ныл.

Однажды, в одном из таких странствий Тол Бабай увидел детей. Против опасений маленького великана, дети совсем не испугались, а стали с ним играть. И тот, на радостях принялся их одаривать лесными ягодами и грибами. С тех пор так и повелось: при встрече Тол Бабай дарит детям подарки.

Сегодня скитания в прошлом. У Тол Бабая и его помощницы есть резиденция в деревне Титово в Удмуртии.

На заметку: узнать Тол Бабая при встрече очень просто – на нем будет фиолетовая шуба, в руках кривой посох (изогнулся от долгих странствий), за плечами — берестяной короб с подарками.

9. Башкирско-татарские Кыш Бабай и Кар Кызы

9Башкирско-татарские Кыш Бабай и Кар Кызы

У тюркских народов существует легенда, что Кыш Бабай был главным распорядителем на празднике Нового года – Кара Тон. Он отвечал за его веселье, продолжительность – с 22 декабря до 1 января — и обеспечивал приход Нового года.

Факт: по преданиям, именно новогодняя ночь (с 22 на 23 декабря) является временем рождения главного тюркского божества – Тенгре.

Современный Кыш Бабай и его дочь Кар Кызы живут в деревне Яна Кырлай в Татарстане. Кыш Бабай носит синий кафтан и мохнатую тюбетейку.

10. Карельский Паккайне

10Карельский Паккайне

Его называют младшим братцем российского Деда Мороза – Морозцем. Он молод, румян и хорош собой. Бороды не носит и холост.

Дата его рождения — 1 января 1999 год. История гласит, что купеческая семья в это время спешно возвращалась с ярмарки домой, в родной Олонец. Но не успели добраться, как жена купца начала рожать прямо в дороге, в заснеженном лесу. Родился крепкий малыш, закалённый январским холодом и назвали его потому Паккайне (Морозцем).

Паккайне не переставал удивлять своих родителей. Во-первых, он никогда не болел. Во-вторых, рос чрезвычайно быстро. И в месячном возрасте выглядел уже как взрослый парень. В-третьих, был умным, предприимчивым и добрым. Всё, за что он брался, у него получалось. Особенно хорошо у него шла торговля.

Но водилась за Паккайне одна особенность: был он неравнодушен к зеркалам. Очень любил в них смотреться. Причём, каждое его отражение продолжало потом жить своей жизнью. А поскольку Паккайне много путешествовал по торговым делам, то в каждом городе, где он побывал, остался его зеркальный двойник. Раз в год, все они собираются на родине Паккайне и устраивают весёлые соревнования, выясняя, кто из них настоящий.

На заметку: Паккайне в этих играх участвует, а потом 1 декабря резко превращается в младенца, чтобы начать новый путь взросления и стремительного роста.

11. Финно-угорский Кöдзыд Пöль

11Финно-угорский Кöдзыд Пöль

Финно-угорский Холодный Парень живёт в местной этно-парке (село Ыб), носит короткую курточку на манер западного Санта-Клауса, маленькую шапочку и завивает бороду, укладывая её с разделением на несколько частей.

12. Ненецкий Ямал Ири

12Ненецкий Ямал Ири

Это единственный Дед Мороз, созданный не волшебными силами, а детской фантазией. Когда Ямало-Ненецкий автономный округ решил обзавестись собственным Дедом Морозом, был объявлен конкурс детского рисунка. В результате, получился собирательный образ, к которому приложили руку и древние ямальские легенды.

Образовался добрый толстячок с длинными седыми волосами, одетый в национальный костюм народов Полярного Урала – в малицу и кисы. В руках у него неизменно присутствуют посох и бубен – волшебные атрибуты. Посох исполняет желания, достаточно к нему прикоснуться, а звук бубна отгоняет злых духов, притягивая добро и счастье.

Сопровождает зимнего волшебника собака породы хаски. Передвигается он на оленьей упряжке, но может и на снегоходе – зависит от погодных условий.

Ямал Ири – самый продвинутый в современных технологиях новогодний волшебник. У него есть мобильный телефон и реальный номер, по которому можно позвонить, а еще свой сайт и адрес электронной почты.

13. Бурятский Сагаан Убгэн

13Бурятский Сагаан Убгэн

На берегах Байкала живёт Белый Старец. Он – ответственный за новогодние поздравления в здешних местах. Делает он это не в ночь с 31-го на 1-ое, а позже (3 февраля по лунному календарю), согласно буддийским обычаям празднования Нового года – Сагаалгана.

Сагаан Убгэн – очень древний персонаж, который существовал в местных сказаниях задолго до того, как буряты стали буддистами. По легенде, древний дух зимы (Сагаан Убгэн) встречался с Буддой и произвёл на него столь сильное впечатление своей мудростью, что тот велел своим ученика почитать бурятское божество. Так и повелось.

Есть отдельная легенда, объясняющая столь древний возраст Сагаана Убгэна. Дело в том, что он родился уже седым и с бородой в возрасте 100 лет. Так боги наказали его мать за то, что та отказала им в просьбе напиться воды. Они «запечатали» чрево беременной женщины, и та проносила ребёнка сто лет, родив старца.

Это объясняет и титул великого мудреца Сагаана Убгэна, и то, что он является покровителем долголетия и плодородия. Чтобы получить благословение этого волшебника, нужно выйти 3 февраля на берег Байкала и рассказать о своих хороших делах и поступках, совершенных в уходящем году. В замен бурятский Белый Старец подарит здоровье, любовь и богатство.

На заметку: Сагаана Убгэна изображают с длинной седой бородой, в белых одеждах и с посохом, увенчанным головой дракона. Живёт волшебник в Улан-Удэ.

14. Якутский Чысхаан – хранитель зимнего холода

14Якутский Чысхаан – хранитель зимнего холода

Чысхаан переводится, как «пронизывающи холод» и название такое вполне оправдано, ведь этот брат российского Деда Мороза живёт у самого северного полюса Земли – на Оймяконе. И именно он является хранителем зимнего холода.

Важно: каждый год в декабре к Чысхаану приезжает российский Дед Мороз, чтобы принять у него символ холода и обеспечить приход зимы и Нового года.

Живёт якутский Дед Мороз в селе Оймякон. Но поскольку там минус 72 градуса и не каждый отважится совершить к нему путешествие, на предновогоднее время Чысхаан переезжает в Якутск.

У этого новогоднего волшебника есть особые внешние признаки: синий расшитый стразами кафтан и шапка с бычьими рогами. Столь странный головной убора объясняет древняя легенда. По ней родители Чысхаана – Бык зимы и якутская красавица, ставшая впоследствии Полярной звездой.

К другим интересным статьям сайта:

Характеристика года Свиньи/Кабана
Дед Мороз и его летние каникулы
РПЦ за Деда Мороза или против?
«Родственники» и коллеги Деда Мороза в разных странах

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *